Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МБДОУ "Детский сад №12 "Теремок" функционирует 3 группы. Каждая возрастная группа имеет свою групповую ячейку, которая включает в себя: раздевальное помещение, совмещённое туалетное и умывальное помещение и групповое помещение, которое совмещает в себе игровую, учебную и обеденную зоны. Все помещения оснащены необходимой мебелью по количеству обучающихся (стулья, столы, кровати, шкафы для раздевания). Групповое помещение оснащено играми и пособиями, а так же игровым оборудованием в соответствие с реализуемой основной общеобразовательной программой и возрастом обучающихся.
В детском саду имеются дополнительные помещения для работы с детьми, которые на 100% оборудованы мебелью в соответствии с ростовыми показателями (СП 2.4. 3648-20), техническими средствами обучения
Кабинет педагога-психолога – это помещение с необходимым оборудованием, искусственным освещением (лампами дневного света) и наличием одного окна, предназначенное для проведения индивидуальной диагностики, психологического консультирования и коррекционно-развивающих занятий участников образовательного процесса. Площадь кабинета освещена равномерно
Кабинет располагается на первом этаже здания, находится в отдалении от музыкального и физкультурного зала. Доступен как для педагогов, так и для родителей, также удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям
Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку
Предметно-пространственная организация кабинета:
- зона консультативной работы;
- зона игровой терапии;
- зона развивающих занятий;
Бытовая мебель и оборудование:
- шкафы для пособий;
- книжные полки;
- стол канцелярский
- стул полумягкий
- стулья - 4 шт.;
- учебная доска - 1 шт.;
- журнальный стол - 1 шт.
Кабинет учителя-логопеда в ДОУ – это специализированное пространство, предназначенное для коррекции и развития речи детей, где каждый элемент интерьера и оборудование способствуют созданию оптимальных условий для эффективной работы. Важность такого кабинета в дошкольных учреждениях сложно переоценить, ведь именно в раннем возрасте закладываются основы правильного речевого развития, которые будут сопровождать человека всю жизнь
Основная цель логопедического кабинета в детском саду — обеспечить каждому ребенку возможность гармоничного речевого развития. Это поможет создать основу для их успешного обучения и социализации в будущем:
- Ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений. Занятия с логопедом позволяет оперативно выявлять отклонения в речевом развитии детей и своевременно начинать работу по их исправлению
- Индивидуальный подход к каждому ребенку. Логопедический кабинет создает условия для того, чтобы с каждым ребенком можно было работать индивидуально, учитывая его уникальные особенности и потребности
- Профилактика речевых нарушений. Систематические занятия с логопедом не только помогают исправить уже существующие проблемы, но и предотвратить их появление в будущем
- Повышение общего уровня развития ребенка. Работа над речью положительно влияет не только на способность к общению, но и на развитие мышления, внимания, памяти и моторики. Речь является инструментом познания мира, и ее развитие способствует улучшению учебных успехов в будущем
- Социализация и адаптация. Дети с речевыми нарушениями часто испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что может негативно сказаться на их социальной адаптации и самооценке. Регулярные занятия с логопедом помогают преодолеть эти барьеры
Оснащение кабинета:
- Специализированная мебель:
- Регулируемые по высоте столы и стулья, обеспечивающие удобство и правильную посадку детей во время занятий
- Шкафы и стеллажи для удобного хранения обучающих материалов, игр, и дидактических пособий
- Обучающие плакаты и таблицы с изображением букв, звуков, артикуляционной гимнастики.
- Картинки для расширения словарного запаса и развития грамматического строя речи.
- Наборы для развития фонематического слуха и дифференциации звуков.
- Специализированные книги и рабочие тетради с упражнениями для развития речи, предназначенные для различных возрастных групп
- Игры и задания на развитие мелкой моторики, внимания, памяти
- Пазлы, конструкторы, мозаики, которые стимулируют моторику и подготавливают руку к письму, что косвенно влияет на развитие речи
- Куклы для ролевых игр, помогающие детям преодолевать речевые барьеры в игровой форме и развивать навыки социального общения
- Аудиосистема для прослушивания и анализа звуков, музыки, сказок, а также для занятий по развитию фонематического восприятия
- Специальные приборы и инструменты для тренировки дыхательных мышц, развития артикуляции и правильного произношения звуков
- Наборы для проведения артикуляционной гимнастики, включающие в себя зеркала, свистульки, логопедические зонды и др
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
1. Пособия по ПДД - проводятся практические занятия по правилам дорожного движения
2. Спортивная площадка - для проведения физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений
3. Учебно - опытные участки (огород, клумбы, сад, уголок лес, питомник, кустарники, птичий дворик) - предназначен для опытно-исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью
4. Метеостанция - предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды
В нём проходят:
- музыкальные занятия с дошкольниками;
- праздничные утренники;
- вечера развлечений;
- совместные мероприятия с родителями и воспитателями;
- консультирование, диагностическая и индивидуальная работа с детьми.
Задачи музыкального воспитания в детском саду:
- воспитание интереса к музыке, развитие музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
- обогащение музыкальных впечатлений детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей, формирование певческого голоса;
- обучение элементарным певческим и двигательным навыкам;
-
развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Оснащение музыкального зала:
- музыкальный центр;
- наборы музыкальных инструментов;
- напольные ширмы для кукольного театра;
- костюмы для театрализованной деятельности (для детей и взрослых);
- синтезатор.
Наличие оборудованных библиотек
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека располагается в методическом кабинете и в каждой группе соответственно.
Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
- Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал используется для проведения занятий физической культурой, утренней гимнастики с детьми раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп
Спортивная прощадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ "Детский сад №12 "Теремок" для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной деятельности бучающихся не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- конкретных образовательных задач;
- особенностей личности педагога, его квалификации
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
Информационная база МБДОУ "Детский сад № 12 "Теремок" оснащена:
- электронной почтой
- выходом в Интернет
- разработан и действует сайт МБДОУ "Детский сад №12 "Теремок" села Сергиевка
Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя
- 2 компьютера
- 2 ноутбука
- 7 планшетов
- мультимедийное оборудование: 3 проектора, 3 экрана для проекторов, 2 принтера, 2 сканера, 2 музыкальных проигрывателя
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Самостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - обучающиеся ДОУ не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ - нет
В рамках реализации регионального проекта "Создание непрерывной системы обучения навыкам будущего воспитанников детских садов и школьников Белгородской области" с целью развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, подготовки талантливых дошкольников в области IT-сферы проводятся занятия по "Алгоритмике". Для проведения занятий в учреждении имеется 7 планшетов с доступом к сети Интернет.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
edu.gov.ru/?ref=vc.ru - Сайт Министерства образования РФ
www.ipkps.bsu.edu.ru - Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (см. раздел «Виртуальный методический кабинет» - «Дошкольное образование»)
www.beluno.ru - Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
mou.bsu.edu.ru – Электронный мониторинг образовательных учреждений Белгородской области
edu-gubkin.ru – Официальный сайт управления образования и науки администрации Губкинского городского округа
doshcolniki.ru – Социально-педагогический портал «Дошкольники», разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород. С помощью портала можно обмениваться мнениями с коллегами, специалистами и родителями, представлять педагогической общественности свои проекты, получать консультации квалифицированных специалистов, наиболее эффективно управлять педагогическим процессом.
tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).
danilova.ru - Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.
kinder-english.narod.ru - Английский язык для дошкольников. На сайте представлена информация по раннему обучению иностранному языку: статьи, публикации, рефераты. Дается информация о прошедших и планируемых российских и зарубежных конференциях. Для преподавателей - игры, наглядные пособия, советы, планы уроков. В разделе "Библиотека" - библиография печатных материалов по тематике сайта с краткими аннотациями, реклама учебных пособий и комментарии педагогов по результатам их применения в учебном процессе.
edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.
kindereducation.com «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей»
ranneerazvitie.narod.ru/almanah - Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.
talant.spb.ru - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. Статьи, публикации и обсуждения разбиты на соответствующие разделы: цели и задачи; профессия: родитель; созидание талантов; родительский тест; детский психолог; ситуации; Вальдорфская педагогика; темпы и нормативы и др.
babylib.by.ru - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает психологические статьи, тексты книг и различную информацию о раннем развитии детей.
belmama.ru – Образовательный портал для родителей и педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа (отсутствие порогов, лестниц) при входе в здание детского сада
Общежитие, интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Документы отсутствуют